Дата: 18-02-2021 12:20:00
Южным летом 1911-1912 гг. Руаль Амундсен достиг Южного полюса и благополучно вернулся на базу, расположенную на Ледяном шельфе Росса. Роберт Скотт также добрался до полюса, где нашел палатку и записи, оставленные Амундсеном неделями раньше. Теперь, когда полюс был покорен, антарктические исследования должны были преследовать какую-то иную цель. Но какую именно? Шеклтон и немецкий исследователь Вильгельм Филхнер пришли к одному и тому же ответу: надо пересечь Антарктиду из конца в конец, причем выбрав кратчайший маршрут — от моря Росса до моря Уэдделла. Филхнер отплыл первым на корабле «Германия», который был затерт льдами и едва уцелел. Шеклтона это не испугало. Он планировал двойную экспедицию. Один корабль должен был подойти к побережью моря Уэдделла, где путешественники планировали провести зиму и оттуда отправиться к полюсу.
Горящие туры в Египет, горящие туры в Турцию i-tours.by
Второе судно вошло бы в воды моря Росса, и группы, отправленные от пролива Макмар- до, оставили бы припасы на пути следования полярной экспедиции, чтобы ее участники смогли продолжать путешествие. Благодаря поддержке правительства и частных спонсоров Имперская трансантарктическая экспедиция обретала реальные перспективы. Корабли Шеклтона «Индъюренс» и «Аврора» были готовы к путешествию в августе 1914 г., накануне начала Первой мировой войны. Когда война была объявлена, Шеклтон передал «Индъюренс» в распоряжение британского Адмиралтейства, но ему предложили отправляться в задуманную экспедицию.
8 августа корабли отплыли из Плимута, в середине октября подошли к Буэнос-Айресу, а в декабрю вошли в море Уэдделла. Продолжая идти дальше на юг к бухте Васель через плавучие льды, «Индъюренс» попал в ледяной плен и стал беспомощно дрейфовать. Экипаж «Авроры» также столкнулся с трудностями.
Отплыв в декабре из Хобарта, в начале января судно достигло пролива Макмар- до. Во время разгрузки у мыса Эванс, где находилась старая база Скотта, корабль был сорван со швартовых и окружен льдами. Вернуться «Аврора» не смогла и также была вынуждена беспомощно дрейфовать со льдами, оставив на берегу без необходимого снаряжения группу из 10 человек, на которых лежала задача оставить необходимые припасы по пути следования полярной экспедиции. «Индъюренс» дрейфовал 9 месяцев в направлении против часовой стрелки, при этом корабль сначала сносило к югу, потом к западу и в конце концов к северу.
В конце октября давление льдов на обшивку корабля значительно усилилось и пробило ее, вследствие чего он вскоре затонул. При первых же признаках опасности Шеклтон отдал экипажу приказ высадиться на лед с собаками, шлюпками и значительными припасами и разбить там лагерь.
В середине ноября корабль пошел ко дну, а лагерь с потерпевшими крушение еще 5 месяцев продолжал дрейфовать вместе с льдиной к северу. В начале апреля, достигнув северной границы ледяного покрова арктических вод, льдина растаяла, и 28 человек в 3 шлюпках на веслах и под парусами направились к острову Элефант в группе южных Шетландских островов.
Промерзшие до костей, мокрые и истощенные, они смогли доплыть до узкой прибрежной полосы под крутыми утесами. Отдохнув несколько часов, путешественники по совету помощника капитана отправились на другую стоянку к мысу Уайлд, где можно было укрыться от ветра и шторма.
Те, у кого еще оставались силы, построили хижину, сложив стены из прибрежных булыжников и гальки, а вместо крыши приспособив две перевернутые шлюпки, покрытые сверху парусами. Шеклтон прекрасно понимал, что никому и в голову не придет спасать их на этом острове.
Надо было самим искать помощь. Времени даром он не терял. На третьей шлюпке «Джеймс Кэйрд» из упаковочных ящиков и брезента на скорую руку сделали некое подобие каюты, укрепленной с помощью мачты другой шлюпки. Проведя 3 дня на берегу, с командой из 5 человек он отправился на Южную Джорджию за помощью.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Украшаем искусственную елку | Встраиваемая техника - посудомоечная машина →