Дата: 26-12-2019 15:56:00
Вначале мне показалось странным, что в одном озере при внешне одинаковых условиях на одних участках много раков, а на других их почти нет. Потом я замечаю, что особенно много их там, где бьют небольшие холодные роднички. Это, конечно, не единственная причина, но весьма существенная.
Наполненную раками сетку выношу на берег и отправляюсь за рыбой для ухи. Подстрелив несколько щурят, выхожу из воды.
Во время ужина, воздавая должное ракам, пытаемся разобраться, почему в озере не видно крупной рыбы. Но не найдя никакой убедительной причины, ложимся спать, возлагая надежду на завтрашний день.
Встаем рано и сразу направляемся к заливу, замеченному еще с вечера. На его поверхности много травы. Подходы к воде заболочены, местами плавучие берега. Подойти к воде очень трудно, поэтому я плыву к заливу от нашей стоянки вдоль береговой линии. Картина та же: в камыше — много мелкой рыбы, на дне — раки. Вот я и в заливе. Здесь растительность другая. По дну расстилается сплошной ковер трав, напоминающих по виду ветки сосны. Это своего рода подлесок. На большей глубине основной травяной лес, который тянется к поверхности воды сплошной стеной, оставляя лишь небольшие прогалины — окна. Плыть очень трудно, нырять можно только в окнах. Путаясь в траве, плыву все дальше, упорно ныряя в каждое окно. Все бесполезно. Рыбы нет. Даже мелкий окунь исчез. Лишь у самой поверхности плавают стайки мальков величиной с ноготь. В одном из травянистых колодцев вижу что-то вроде взрыва на илистом дне. Нет сомнения, что спугнул крупную рыбу. Но какую? Меня охватывает спортивный азарт. Веду себя очень осторожно. Крупная рыба есть, но пуглива. Без устали ныряю в каждую щель. Наконец на дне узенького травяного колодца метрах в четырех под собой вижу крупную рыбу, которую не могу определить, да и не до этого сейчас! Мягко иду в глубину. Пистолет вытягиваю вперед. Ближе, еще ближе, еще... Выстрел... и гарпун отскакивает от рыбы, словно от камня. На конце его остается чешуя величиной с пятикопеечную монету. Гарпун не смог пробить броню этого озерного великана. Приходится только сожалеть, что не захватил с собой сильное подводное ружье, с которым обычно охочусь в море. Делать нечего, надо возвращаться. Даже в «калипсо» начинаю замерзать. На обратном пути в одном из окон вижу спину такого же гиганта, но даже не пытаюсь выстрелить: мой пистолет не для такой рыбы.
На берегу обо всем рассказываю Диме и вижу в его глазах сомнение. Чем горячее я его убеждаю, тем больше скептицизма он проявляет. Конец нашим разговорам положил старик с косой. Он подошел к нам, заинтересовавшись моими доспехами. Из расспросов узнаем, ,что в озере всегда было много разной рыбы. Но года три назад какие-то горе-ученые решили очистить озеро от сорной рыбы, чтобы запустить туда амура и другую рыбу. Проблему очистки они решили довольно оригинально: засыпали в озеро известь. Действительно, в тот год рыбы в озере почти не осталось. Выжили самые могучие карпы, крупные щуки и совсем мало окуня. Если раньше здесь была великолепная рыбалка, то вот уже несколько лет с удочкой на озере нечего делать. Неожиданно повезло ракам. Незадолго до протравливания воды раки в озере почти исчезли, что периодически бывает почти во всех водоемах. Какое-то изменение в составе воды вызывает массовое заболевание и гибель раков. Восстановление «рачьего поголовья» обычно занимает много времени. Но, как говорят, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Протравленная вода утратила вредные для раков свойства. А после естественного восстановления чистоты воды численность раков в озере возросла очень быстро и продолжает увеличиваться. Мы благодарим старика за сообщение. Картина ясна.
Уже за полдень, и нам пора возвращаться домой. Завтра с утра на работу.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Нахлыст прагматик | Найдем же нужную мушку →