Дата: 23-08-2023 11:24:00
Для того чтобы лучше и эффективнее вести хозяйство, полезно использовать не только достижения нашей науки и практики, но и опыт хозяйственной деятельности капиталистических стран. Особо интересна в этом смысле комплексная система организации и управления производственносбытовой деятельностью, получившая название маркетинг (от английского слова market — рынок).
Конечная цель маркетинга в капиталистическом хозяйстве — получение максимальной прибыли. Комплексная система организации нашего хозяйства направлена на максимальное удовлетворение потребностей общества, то есть прибыль тоже важна, но только в тех пределах, в каких она полезна для общества. Об этой принципиальной разнице нужно всегда помнить.
Так в чем же суть маркетинга? Главное здесь то, что все элементы сложного процесса «производство — рынок» увязываются и рассматриваются совместно.
Переход от примитивной оценки «отдельно — производство, отдельно — рынок сбыта» к маркетинговому подходу можно сравнить с переходом от плоскостной геометрии (планиметрии) к объемной геометрии (стереометрии). В стереометрии, естественно, все задачи усложняются, потому что связей гораздо больше, но зато она дает полное представление о сложных объемных, а не плоских фигурах.
Так и маркетинг позволяет оценить хозяйственные задачи со всех сторон, проследить и разумно использовать все связи между отдельными узловыми центрами маркетинга. А таких центров кроме двух основных (производство и рынок) еще три: система посредников между производством и рынком (рекламные организации, транспортные агентства, оптовые базы); система снабжения материалами и полуфабрикатами; конкурентные предприятия и отрасли, выпускающие либо аналогичный товар, либо товарзаменитель.
При маркетинговом подходе просто бессмысленно рассматривать какойто отдельный элемент без связи с остальными. Скажем, всегда ли хорошо, когда завод выпускает рентабельную продукцию и при этом выполняет (или даже перевыполняет) план? Конечно, хорошо, если этот товар успешно продается. И очень плохо, если он мертвым грузом оседает на полках магазинов и баз.
А если на рынке прекрасно расходится товар — всегда ли это хорошо? Конечно, отлично, если он рентабелен для заводаизготовителя, и скверно, если он убыточен.
И в случае, когда товар залеживается (хоть в производстве он рентабелен), и в другом случае, когда изготавливается убыточная продукция (хотя товар и ходовой), народному хозяйству наносится ущерб. Выходит, и правда бессмысленно оценивать отдельно показатели производства и рынка. Связали их воедино — и сразу ясен конечный результат!
Весьма существенны для конечного результата и другие элементы маркетинга.
Возьмем систему посредников. Разве не понятно, как важно быстро, без потерь доставить товар от изготовителя к покупателям? И как важно, чтобы поступал он именно к тем покупателям, кто в нем больше всех нуждается! Все это делают посредники — оптовые базы, транспортные агентства. Трудно переоценить и роль рекламы как посредника между производством и рынком, особенно в распространении новых, ранее неизвестных покупателю товаров. Ведь именно реклама должна рассказать о товарах, объяснить их преимущества, сообщить о достоинствах, посоветовать, как лучше и полнее использовать их потребительские качества, а значит, скорее довести товары до покупателя.
Трудно даже представить, во сколько обходится государству неумелая, серая, непродуманная реклама и как много может сделать до"ходчивая, остроумная, броская и своевременная реклама для повышения эффективности маркетинга! «Реклама — двигатель торговли» — это ходячее выражение очень точно определяет роль и место рекламы в общей системе маркетинга.
Трудно переоценить и значение другого элемента маркетинга — системы снабжения. Ведь понятно, что количество и качество материалов и полуфабрикатов во многом определяет количество и качество товаров на рынке. Почему, например, так мало продается кассетных магнитофонов? Оказывается, здесь пррмышленность во многом подводит нехватка комплектующих изделий — магнитных головок и двигателей. А почему иная игрушка просто отпугивает маленького покупателя? Да потому, что она сделана из такой тусклой, бесцветной и «неаппетитной» пластмассы, что с ней не то что играть, смотреть на нее не хочется...
К сожалению, система снабжения подводит немало и других отраслей, а происходит это и изза того, что очень много ценного и дефицитного сырья идет на изготовление никому не нужных товаров — для приготовления той самой уже никому не нужной каши. Вот и опять получается, что и при распределении сырья и материалов нужно комплексно учитывать конечный результат.
Ну а насущная необходимость учитывать деятельность «конкурирующих» предприятий и отраслей при планировании выпуска какогото товара очень убедительно иллюстрируется печальной историей с бритвами, завалившими все склады. Выходит, и этот элемент маркетинга нельзя сбрасывать со счета.
Стало быть, и правда рассматривать и оценивать отдельно какойто из элементов маркетинга — это, как говорят математики, условие необходимое, но недостаточное. Только комплексно — и производство, и рынок, и посредники, и система снабжения, и «конкуренты»! А значит, в этот сложный узел завязаны и технология, и экономика, и техника, и наука, и планирование, и статистика, и демография, и многое другое, и все это в своей многообразной деятельности должен учитывать специалист по маркетингу, чтобы правильно сформировать стратегию маркетинга.
Шмерцтерапия PRP Плазмолифтинг - решение проблемы хронический болевой синдром.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Туризм, как идея для бизнеса | Творческие и креативные маркетинговые решения →